Давайте поговорим о современной русской (русской ли?, наверное, ее лучше обзывать российской) прозе. Не кажется ли вам, что отсутствие действительного масштабного интереса к литературе порождает сегодняшние объемы создания текстов? Я к тому, что огромное количество авторов, авторесс и прочих всяких пишут и пишут, и им никто не хочет сказать “хватит, это не то”. Или, может, феномен смещения баланса между писателями и читателями объясним иначе?
Инфляция литературы порождена постиндустриальным переходом, когда впервые в истории люди вынуждены много читать и много писать, и я очень этому рад. В идеале я бы хотел, чтобы писателями и читателями стали все. Некоторые писатели мечтают вернуться в поздний модерн, когда система всеобщего образования уже сложила массового читателя, но читатель пока ещё не помышлял писать сам, из-за чего ими можно было ворожить, как ворожил Брюсов. Это гордыня. Может быть, трусость. Сегодня творить приходится в условиях, когда числитель (писатели) с каждым днём больше знаменателя (читатели), и чтобы всё ещё засадить этой дробью в цель, нужны критерий и критики. Без них что-то ценное так и останется под кучей пыли и шлака. С другой стороны, Бодрийяр, который первым описал инфляцию текста, предупреждал и о том, что в новой мусорной реальности право распоряжаться искусством окажется присвоено когортой профессиональных кураторов, как бы такими хозяевами свалки. Это ещё большая опасность, чем переизбыток творчества. Выжившему читателю приходится петлять между грудами равнозначных текстов и теми, кто произвольно назначает их великими. Задача критика в том, чтобы предложить читателю иной маршрут.
Возможно ли наступление дефляции? Все же новые люди, по ощущению, больше тяготеют к визуальному искусству. Сейчас снимать может каждый, как когда-то каждый смог начать писать. Кризис кино наблюдаем еще лучше, чем кризис текста. Хотя, наверное, текст будет популярен всегда. Наверное, независимый профессиональный критик сейчас необходим больше, чем когда-либо.
Я не знаю. Сегодня всё искусство инфляционно. Слишком много информации и слишком мало тех, кто её сортирует. А профессиональный или самоучка — главное, чтобы критика вёл критерий, не просто впечатления от прочитанного.
Да, я подразумевал именно профессионализм подхода. Еще немного о инфляции. Вы писали, что сегодня молодые писатели забывают про историю и пытаются скрыть ее отсутствие стилем. Что в вашем понимании литературный стиль? И правда ли среди молодых много хороших стилистов? Или стилистов все так же, просто историй стало меньше?
Литературный стиль — это соответствие языка посланию. Кручёный язык молодых прозаиков вполне соответствует бессодержательности их письма. Неуклюжая метафорика, экспрессия, обилие эпитетов: «Будильник поводил стрелками, как таракан усами из щели» — действительный и типичный пример такого языка. Именно стилистов мало. Молодые просто хотят писать красиво, хотя, пока ты молод и привлекателен, в литературе можно делать кое-что поинтереснее.